Методика проведения праймериз для украинских партий

 Методика проведения праймериз для украинских партий

Методика проведения праймериз для украинских партий

Любая уважающая себя и своего избирателя партия должна быть готова к моменту начала избирательной компании. Момент готовности означает наличие списка, выдвинутых демократическим образом партийными организациями, кандидатов в депутаты и сформированной, путем широкого обсуждения и понятной самим кандидатам и широким партийным массам программы действий, желательно подкрепленной проектами законов. Во время праймериз уместно проводить широкую открытую компанию по сбору пожертвований и взносов на проведение избирательной компании и другой партийной деятельности. Во время праймериз партийным организациям есть время сформировать на базе своих внутрипартийных избирательных штабов штабы по проведению выборов, есть время подготовить базу кандидатов для работы в избирательных комиссиях. Праймериз необходимы для полноценного формирования программы политической партии, для вовлечения в этот процесс широких масс мыслящей общественности, для более качественного отбора заинтересованными людьми потенциальных кандидатов в  украинские депутаты, а также для более тесной связи  будущих депутатов с избирателями тех регионов, которые их выдвинули. Каждый депутат будет иметь определенный район, выдвинувший его в кандидаты. Данная методика  является попыткой объединить достоинства пропорциональной и мажоритарных избирательных  систем. Это обязаловка для партий создавать открытые списки, которые затем выносятся на голосование на всю страну или региональный округ, однако при этом сделана попытка учесть специфику и возможности каждой партии.           Праймериз, на мой взгляд, позволяют более качественно сформировать партийный список, чем просто открытые списки на выборах. К участию праймериз партия привлекает своих сторонников — людей которых волнует программа данной партии, которые лучше других знакомы с ее политиками.   1.    Выборы в  Верховную Раду. Для пропорциональной избирательной системы с единым  много мандатным округом  на 450 депутатов. За 6месяцев до официально провозглашенных выборов партия организует праймериз. Первой  формируется семерка лидеров, которые будут гарантированно выдвинуты на руководящие должности в Верховной Раде, а возможно и кабинете министров. Кандидаты в начало списка выдвигаются высшим центральным органом  партии и областными  организациями. ЦК партии после обсуждения утверждает список из 8-11 человек. Эти кандидаты тесно взаимодействуют с партийным аналитическим центром, участвуют в разработке партийной программы. Затем они по утвержденному графику,  желательно группами по 2-4, человека посещают все областные организации, где излагают свое виденье общественных проблем, пути их решения. На этих встречах рядовые члены партии, первичные организации вносят свои пожелания для формирования партийной программы.  Для этого во всех областях устраиваются расширенные конференции с участием представителей районных и первичных организаций, а также материалы этих встреч распространяются среди первичных организаций. Параллельно происходит процесс регистрации сторонников, которые будут принимать участие в голосовании на данном участке.  После того, как все кандидаты проведут встречи, это может занять около двух месяцев, во всех партийных организациях происходят выборы. Выборы проводятся в утвержденных партией партийных организациях  областного и районного уровня. Голосование рейтинговое. Каждый член партии получает бюллетень, в который внесены все фамилии кандидатов и выбирает из них 1-7, которых хочет видеть в начале партийного списка. Производится простой подсчет положительных голосований, результаты передаются в ЦК, где  центральная партийная избирательная комиссия в присутствии доверенных особ кандидатов подводит итог голосования, определяя семерку набравших большее количество голосов. Возможно, не прохождение в список кандидатов, которые не набрали 1\2 голосов проголосовавших. После этого свое выдвижение кандидатов в партийный список производят областные и районные партийные организации. В этих выборах могут участвовать, на общих основаниях,  кандидаты,  не попавшие в начало списка. В нашей стране избирается 450 депутатов, любая партия может ограничиться выдвижением порядка 400 кандидатов, не считая первую семерку. 25 областей и от каждой по 16 человек кандидатов в кандидаты. Эти 16 кандидатов могут быть перераспределены партией следующим образом. Если в  какой-то области малочисленные партийные организации, то там выдвигается 8 кандидатов, а в тех областях больше организаций или проживает  больше избирателей,  число кандидатов может быть 24.  Количество выдвигаемых кандидатов для каждой области утверждается ЦК партии или созданной партией партийной избирательной комиссией. Затем областные партийные организации выделяют свои базовые районные организации, привязанные к округам,  где будет проходить голосование. Главный принцип заключен в том, что в данной области во всех базовых организациях выборы проходят по одной схеме. Все претенденты распределяются  по базовым участкам. На каждом таком участке районными организациями  выдвигается одинаковое количество претендентов. При голосовании  в бюллетене можно было голосовать только за ту квоту, которая закреплена за данным участком.  Например, выдвинуто 4 претендента, а квота участка 3, то голосующий может выделить в бюллетене одного, двоих или троих человек. Например,  данная область выдвигает в общий список  8 человек, значит, областная организация на базе районных, по общему согласию, может создать 8 базовых для проведения праймериз, каждая из  которых выдвигает по 2 кандидата, победивший на каждом участке кандидат попадает в список по квоте данной области. Эта же  областная организация  может создать 4 базовых районных участков,  в каждом из которых будет выдвинуто по 2 или по  3 претендента. Кандидаты, работая с материалами партийного аналитического центра и др., вырабатывают свои пути решения общественных проблем, публикуют свои биографии, с акцентом на общественную сферу деятельности, а также декларации о доходах. Кандидаты с помощью партийной организации и лично проводят встречи, как с членами партии, так и партийными сторонниками. В этот период партия тесно взаимодействует с общественностью, изучает общественное мнение, намечает пути решения общественных проблем, предлагает к обсуждению проекты законов, которые должны быть  ею предложены к рассмотрению в Верховной Раде. В этот период партия объявляет о регистрации своих сторонников и создании списков для голосования. Все внесенные в список в определенный день и время приходят на участок и голосуют за  одного или нескольких претендентов, но не более того что разрешает квота. Если в бюллетене выделено больше кандидатов, то он считается недействительным. После голосования, производится   подсчет избирателей принявших участие в голосовании и количество голосов отданных за каждого претендента, и определяются фамилии тех претендентов, которые вносятся в список, подаваемый областью в общепартийный список. Эти результаты направляются  в областную партийную избирательную комиссию, которая формирует список претендентов от области. Здесь заложен следующий принцип. Все претенденты, занявшие первое место на своем базовом участке, выстраиваются в очередности по количеству набранных ими голосов, потом идут все остальные претенденты в зависимости от количества набранных ими голосов. На основе списков поданных каждой областью Партия формирует свой список следующим образом. Сначала области выстраиваются по количеству участников праймериз, проголосовавших в каждой из них. Затем все занявшие первые места в своей области (это будет 25 человек по количеству областей), затем следующие 25 человек, занявшие вторые места, затем 25, занявшие третьи места в своих областях и так до исчерпания всего списка. Таким образом,  интересы избирателей всех областей и большого количества районов будут представлены в партийном списке, избранными в Верховную раду.  2. Праймериз для выборов президента.   На президентских праймериз партия ищет человека по общенародному согласию способного возглавить страну. Человека способного, в рамках своих президентских полномочий, воплотить в жизнь намеченную партией программу реформ. Чтобы выделить из определенного числа претендентов, двоих или троих, которые будут участвовать в праймериз, партия проводит следующую подготовительную работу.  Намечает базовые партийные организации для осуществления этого процесса. Количество базовых организаций может соответствовать количеству украинских областей. Может быть меньше – тогда несколько небольших областей имеют одну объединенную из нескольких областных базовую организацию.  Может быть больше – тогда не которые области, имеющие большую численность избирателей, могут организовать две  или три базовых организации. Затем каждая базовая организация на своей территории формирует из районных организаций базовые второго порядка – организации, которые будут непосредственно проводить процесс голосования. Следующая часть подготовительного этапа – выдвижение претендентов. Один вариант – претенденты могут быть согласованы и выдвинуты на заседании центрального органа партии. Однако,  более демократично будет, если претендентов будут выдвигать базовые партийные организации на своих расширенных конференциях с участием представителей районных. Для этого их делят на две или три группы. Намечают график проведения этих конференций. Претенденты, которые желают быть  выдвинутыми, посещают эти конференции, выступают там с программными заявлениями, отвечают на поставленные вопросы. На каждой такой конференции, проводиться голосование по кандидатуре каждого претендента, выдвигаемого в этой группе. Голосование может быть по принципу – каждый голосующий может выбрать из энного числа претендентов двух или трех его устраивающих. Затем после проведения всех конференций партийная центральная избирательная комиссия производит подсчет голосов и определяет победителя в каждой группе областей. Эти победители, их может быть двое трое, или даже четверо,  считаются выдвинутыми каждый своей группой областных базовых организаций  и становятся  участниками праймериз. Затем каждая базовая область в  базовых организациях второго порядка, намечает график проведения встреч с кандидатов. Претенденты могут участвовать как в коллективных встречах, так и организовывать с помощью помощников индивидуальные встречи с партийными и сочувствующими избирателями. Во время этих встреч осуществляется обсуждение актуальных общественных проблем и путей их разрешения. На этих встречах партийные избиратели  получают информацию о претендентах, их воззрениях, а также информацию о месте и времени проведения голосования.  На этих встречах, а также базовых партийных участках происходит регистрация партийных избирателей. Потенциальный избиратель заполняет анкету, куда заносятся его паспортные данные. Базовая организация второго порядка, составляет список участников своего голосования. Во время проведения праймериз партия   производит сбор пожертвований на проведение избирательной компании и другие виды партийной деятельности. После проведения праймериз и подсчета голосов партийной центральной   избирательной комиссией, определяется кандидат в президенты.  3. Методика проведения местных праймериз.   Имеет тот же принцип и цели, как и для общегосударственных выборов. Возьмем, к примеру,  выборы в городской совет. Городская организация  партии создает энное количество базовых,  районных организаций. Все это в соответствии с количеством мест в горсовет и количеством претендентов, желающих занять место в списке. За каждой базовой организацией закрепляется определенное количество выдвигаемых, ею  претендентов. Например, список из 50 мест, можно организовать следующим образом. Создается 10 базовых районных организаций, каждая из которых выдвигает, по своей квоте, по 5 претендентов. Если претендентов много, то по общему согласию на каждом из участков может участвовать в выборах 6 или 7 претендентов на место в списке, только при голосовании  в бюллетене может быть выделено 5 кандидатов. Во время  праймериз происходит широкое ознакомление общественности с кандидатами, их общественной деятельностью, их виденьем городских проблем и путей  воплощения в жизнь программы партии для города. В ходе этих дискуссий происходит уточнение и развитие программы партии для города. Каждый участник встреч с кандидатами регистрируется, внося свои данные в регистрационную анкету, такую анкету каждый желающий может заполнить и на базовом участке, где ему выдают информационный бюллетень. В бюллетене представлены проект программы партии для города, биографии всех претендентов, выдвигаемых на данном участке, краткое виденье каждым общественных проблем и путей их решения. Каждый претендент может вручать свои, более обширные материалы. В бюллетене определены также место и время проведения голосования. После голосования данные, полученные на каждом базовом участке, передаются в городскую партийную избирательную комиссию,  которая создает партийный список кандидатов для выборов в горсовет. Принцип следующий: сначала все претенденты, занявшие первые места на  своих базовых участках, привязанных к избирательным округам, по количеству набранных голосов, потом претенденты, занявшие вторые места, третье и  т.д., исходя из количества набранных голосов. Параллельно проводится праймериз кандидатов  в меры. Городская партийная организация, проведя предварительный опрос своих районных организаций, утверждает нескольких претендентов на кандидата в меры. Эти кандидатуры голосуются на всех базовых партийных участках. Претендент, набравший  большее количество голосов в рейтинговом голосовании, становится кандидатом. Остальные  участники этого отбора могут участвовать в выборах как выдвиженцы в мажоритарные округа. Отдельно в каждом  мажоритарном округе партийная организация может провести праймериз на место в кандидаты от партии.