Актриса и памятник

Людмила Гурченко

Вдогонку вчерашним баталиям о памятнике Гурченко.

Так получилось, что обсуждение памятника актрисе периодически переходило в обсуждение личности самой актрисы.

И к вопросу о том, что она сделала для Харькова, для Украины. Не обошлось и без уничижительных эпитетов, которые я здесь не хочу повторять. Причём, они исходили от вполне приличных и уважаемых мною людей. Понимаю, что насильно мил не будешь и личные пристрастия дело вполне обычное, тем более, когда речь идёт об искусстве. Вряд ли я смогу кого-то переубедить, но несколько фактов из жизни Людмилы Гурченко все же приведу. Фактов, которые опровергают ходячие стереотипы об актрисе.

1. «Память о Гурченко — это реанимация совка».

После оглушительного успеха «Карнавальной ночи», вышедшей в конце 1956 года и воплотившей в себе те новые настроения в советском обществе, которые возникли после ХХ съезда, Гурченко стала звездой отечественного кинематографа. Но вскоре звезда внезапно погасла — ее просто перестали приглашать на главные роли, вообще приглашений на съемки почти не было. И так продолжалось долгие 17 лет. Что же случилось? А вот что — ей настойчиво предложили работать на КГБ, то есть, стать стукачкой. Она очень резко и категорично отказалась. После чего тогдашний Министр Михайлов вызвал ее к себе и заявил, что сотрёт ее в порошок, что больше такой актрисы не будет никогда, ее имя обречено на забвение. После этого началась травля в центральной прессе — фельетоны, карикатуры… Это было равносильно гражданской казни. Поводом для травли послужили так называемые «левые» концерты, которые в то время давали все артисты, чтобы хоть как-то выжить. Но придрались к Гурченко и стали травить именно ее — понятно, что это была месть.
Люсе, которой было немногим за двадцать. приходилось скитаться с маленьким ребёнком по съёмным квартирам и работать домработницей. Но эти 17 лет забвения не сломали ее! Вот и судите сами, какой она «символ совка».

2. «Она уехала в Москву и не имела никакого отношения к Украине».

Да, она уехала в Москву и очень легко поступила во ВГИК, где всегда был огромный конкурс. А где тогда ещё можно было получить качественное образование девушке с ярко выраженным артистическим талантом?
Москва была центром советской киноиндустрии.
В Украине также было три киностудии — в Киеве, Одессе и Ялте.
В Киеве Гурченко снялась в фильме «Повія» по Панасу Мирному, режиссёр не кто- нибудь, а Иван Кавалеридзе.
Был ещё фильм «Роман и Франческа», и и фильм «Ожог» в Одессе. Уже в двухтысячные Гурченко получала награды от Украинского правительства.

3. Что она сделала для Харькова?

Здесь ограничусь лишь одним примером — ее замечательной книгой «Мое взрослое детство». Она именно о Харькове в самые тяжелые годы — оккупация и голодное послевоенное время. Книга эта мгновенно стала бестселлером — с такой откровенностью о жизни в период оккупации писал в советское время только Анатолий Кузнецов в «Бабьем Яре». Но он потом бежал на Запад и книги его были запрещены.

В самом начале восьмидесятых поэт Вадим Левин познакомил нас — меня и тогдашнюю мою жену Иру с Татьяной и Сергеем Никитиными. Они были в в восторге от книги Гурченко и мечтали приехать в Харьков, чтобы побродить по местам, описанным в этой замечательной повести. Тем, кто не читал — очень рекомендую. Здесь же я даю ссылку на фрагменты из книги, которые читает Людмила Марковна.

Эту книгу мой друг, известный педагог по литературному развитию Александр Охрименко рекомендует переиздать для подростков.
Здесь видео, где записано его выступление:

Саша, к сожалению, потерял зрение. Но продолжает работать со своей обширной библиотекой, рассказывая в серии видеозаписей о лучших книгах для детей и подростков.

Не могу судить, насколько знакомы с подробностями творческого пути Людмилы Гурченко заказчики и исполнители харьковского памятника, или те, кто высказался о ней в уничижительных тонах.
Я думаю, что не случайно Людмилу Гурченко называли «советской Марлен Дитрих». Ее яркий и уникальный талант просто невозможно не заметить.

О харьковском памятнике я уже писал, повторяться не буду. На могиле Людмилы Гурченко тоже есть памятник, загляните в вики и сравните. Хотя, конечно, это несравнимые вещи — памятник на могиле и городская скульптура. Посмотрите и сделайте выводы сами.

Памятник на могиле Людмилы Гурченко

Автор: SerSem — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=5464579

Мне же хотелось просто напомнить о некоторых довольно известных фактах.
Я люблю Украину и поддерживаю ее суверенитет в борьбе с агонизирующий империей-бензоколонкой, поддерживаю ее европейский выбор. Но я не родился в вышиванке, а уже будучи в сознательном возрасте пришёл к тому, о чем сказал.
Я не стесняюсь говорить о том, что родился в СССР, не собираюсь отрицать очевидные факты своей жизни и жизни своих родителей. В нашем семейном альбоме хранились фотографии Марики Рьок и Людмилы Гурченко. Обе застали тяжелые времена и своим творчеством помогали миллионам людей эти времена пережить. Кино бывает черно-белым, а история и жизнь всегда имеют множество оттенков.

PS. Из открытого письма Людмилы Гурченко землякам-харьковчанам:

«…Меняются поколения, и молодым людям можно всего этого не понять. В девяностых годах харьковчане избрали меня почетным гражданином родного города. Я была счастлива. Я думала: «Ну что ж, прошло то время, настало другое». Нет, не настало.

Я обращаюсь к властям города, которые сейчас у власти: не ставить мне никаких памятников — ни при жизни, ни после.

А мой родной город пусть останется в книжках. Город, с которым я вместе пережила войну, двойную оккупацию, с которым вместе поднималась и возрождалась. Город, где на улице Клочковской в полуподвале рождалась и крепла мечта быть актрисой.

Прощай, любимый город».

Памятник Людмиле Гурченко

МИ:Этим памятником наша харьковская власть в очередной раз показала своим согражданам, что ей наплевать на их мнение. Влепив его за наш счет, она усилила неприятие Гурченко среди молодого оппозиционного поколения блогеров ФБ. Повесив такую табличку на памятнике, Кернес и Ко по меньшей мере должны были сделать все, включая реставрацию сквера, из своего кармана. А по-правилам демократического сообщества, которое должна представлять харьковская власть, задумав установить такой памятник, она должна бала провести общественные слушания на эту тему целесообразности его установки. Провести серию показов фильмов с участием Гурченко, напомнить о ее заслугах. Объявить конкурс на лучшую скульптуру, организовать голосование на сайте Горсовета за лучший вариант. А такой как сейчас создали Кернес и Ко пусть лучше поставят у себя во дворе или рядом, отреставрировав все там за свой счет. При таком подходе, как у харьковской власти, любую память можно только затоптать.

Кто делал памятник Людмиле Гурченко

Коментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Войти с помощью:


Типы файлов, которые принимаются: jpg, gif, png
Максимальный размер: 50MB

Другие статьи на тему: Городские власти

Профилактика бешенства в Харькове отменена…

Полуторамиллионный город подвергается смертельной опасности.

Комбинатор за работой

Как нас разводит современный Великий Комбинатор… И, учтите, господа присяжные заседатели — платить придётся ух, как не мало!

Что важнее тепла в мороз?

Сотни домов в Харькове из-за аварий на теплотрассах остались без тепла в эти морозы. Все дома под угрозой — но туалет в парке Горького гораздо важнее…

Требуем от исполнительной власти Харькова работать «в правовом поле»!

Кернес часто любит повторять словосочетание — «в правовом поле». Пора прекратить рассказывать НАМ и перейти к делу! Харьковчане готовы ему в этом помочь!

Торжество цинизма в городе Ха

Указы Президента, Президентская администрация вместе со всем СНБО беспокоят Кернеса куда меньше, чем реакция влиятельных друзей из государства-агрессора.

Я не готов только к одному…

Я готов ко многому. К рыночным ценам, налогам, повышенной нагрузке, к чему угодно. Готов затянуть все пояса и терпеть. Я не готов только к одному.