Или как чистить Авгиевы конюшни?
Какие существуют методы чистки правоохранительной системы? Сложно говорить что-то на эту важнейшую, но все-таки специальную тему, если общество далеко от осознания того, где мы жили и живем, если представления о стратегии необходимых изменений противоречивы, крайне далеки от реальности.
Что значит преступный режим?
Наше понимание должно базироваться на представлении о столетнем преступном режиме, а точнее, череде сменявших друг друга разного сорта преступных режимов. Не буду обсуждать преступность большевистского, сталинского, позднесоветского режимов, столько уже сказано. А сейчас же у нас демократия, скажут мне, не клевещите. Но преступным может быть и режим с выборами, даже с честными выборами, если он не правовой. Я не говорю даже о коррупции.
Вы заметили, какая сейчас борьба происходит? Группки депутатов — решительных реформаторов, группки новых людей в Генпрокуратуре обкладывают расследованиями, обвинениями. Как же, говорят, верховенство права, неприкасаемых быть не должно, правовое поле. Как эти лицемерные слова обманывают многих! А я в них вижу всю низость, весь цинизм нашей т.н. правоохранительной системы.
Самая ужасная технология преступной системы…
Самая ужасная технология нашей преступной правоохранительной системы — фабрикация дел против неугодных. Это было всегда и это есть в полной мере, начиная с самых высоких постов. Заказчиком фальсификации могут быть как сами представители правоохранительной системы, если кто-то приносит им неудобства, а может заказывать и власть (имею в виду другие ее ветви).
Какое преступление судей, прокуроров и пр. может быть более тяжким, чем использовать свою юридическую квалификацию, оставшееся уважение людей к закону, чтоб осуждать заведомо невиновных, отпускать злодеев? А общество привыкло, терпит и все еще слушает слова о верховенстве права. Лично для меня лакмусовой бумажкой является одно дело, по событиям незначительное, но демонстрирующее явную фабрикацию. Собрал документы, направлял последовательно всем послемайданным Генпрокурорам. Глухая круговая порука. Жив, жив Преступный режим.
Как перейти от преступной системы к правовому государству?
Так как же из него выходить? Не понимают люди существа дела. Наши люди, как правило, не осознают масштаба стоящей перед ними задачи. Путают конечное состояние, к которому должны прийти, и методы движения.
Долой бюрократические стереотипы!
Пониманию этого тезиса и всего из него проистекающего мешает устоявшийся догматизм, я бы сказал, бюрократизм мышления. Усвоили четкие формулы. «Демократия — это процедура». Революция — плохо, хватит Майданов, нужна эволюция. Нужно менять систему. Дело не в личностях, а в системе. Незаконными методами нельзя восстановить справедливость. Формулы правильные, но бюрократическое мышление выводит из них абсурд.
Сначала поставим вопрос, а существует ли Закон в условиях преступного режима? Как же, Кодексы есть, судьи есть и не все же судебные решения незаконны. Но бросим взгляд сверху. Практически все крупные состояния приобретены откатами, сделками с властью, олигархия командует политикой и теми же судами, власть умело пользуется квалифицированными юристами, чтоб все оказались подвешены: будешь лояльным, закроем глаза, а начнешь своевольничать, заговорим о равенстве всех перед законом. Все это означает, что по большому счету закон есть фикция, является орудием для произвола. Как же его тогда применять, как заниматься очищением системы? Многие, сурово сдвинув брови, говорят: все, нарушавшие закон, должны быть осуждены, незаконно полученная собственность конфискована, вор должен сидеть в тюрьме! А я отвечаю им — бюрократическое мышление. Во-первых, при преступном режиме закон обходят практически все, тюрем не хватит. Во-вторых, а справедливо ли, ведь если все знают, что многие законы не действуют, то фактически их нет, в чем же нарушение? Так что, смириться с положением? На уровне бюрократического мышления, приправляемого ложью, в этих вопросах не разобраться.
Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло
Надеетесь на эволюционный путь? Я не верю в самоочищение преступной «правоохранительной» системы. А в чем она, Система эта заключается? Бюрократическое мышление говорит нам: все дело в неправильных законах, в конституции, что-то там нужно поменять, переставить функции, еще новые законы принять. Но какие из существующих законов разрешают фабрикацию дел, коррупцию и все такое? И ведь все такие вещи, подкупность судей, покорность их властям, существуют в нашей стране сотни лет, независимо от законов и конституций. Не отрицаю, некоторые законодательные новации необходимы, вот, сняли с судей абсолютную неприкосновенность, полезно, совсем уж бандитами становятся. В сложившейся за столетия Система беззакония основана на повальном бесчестии судей, которым их юридические знания позволяет обходить СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ПРАВО, опираясь на противоречия в законодательстве. Национальный позор этот только новой практикой можно преодолевать. Как же начать и с кем?
Некоторые, усвоившие самые рафинированные формы демократии, говорят: судей нужно выбирать! Так делают в самых продвинутых демократиях. Я отвечаю им — бюрократическое мышление. У нас и на обычных выборах проходят во власть бандиты, а дай заниматься популизмом судьям…
Нам нужна Революция Сознания
И тут возвращаемся к Революции. Не пугайтесь, это бюрократическое мышление считает, что революция — обязательно кровь, грубое насилие. Было в истории достаточно примеров относительно цивилизованных, но решительных изменений. Личности, которым поверили люди, играли в эти периоды очень важную роль. Примеров приводить не буду, они общеизвестны. Доверие к этим личностям привело их к вершинам власти путем выборов. Главный их долг, быстро сломать то, что преступники цинично называют верховенством права. А именно, без всяких правовых обоснований, доказательств в судах, убрать верхушку этой, прилично называемой третьей власти. Конкретный пример: Луценко можно будет считать зачинателем, если он вместе с руководством Генеральной прокуратуры тут же уберет и всех областных прокуроров. Не по доказанным преступлениям, просто они безнадежны. Понимаю, они вместе с другими столпами Системы тут же закричат (уже кричат по поводу люстрации) — беззаконие!, где же независимость 3-ей власти! и Венецианскую комиссию в союзники привлекут. Но в этом и Революция, независимость потом, для настоящей третьей. Так прямо миру и нужно объяснять:никакой независимости преступным организациям! В этот начальный период всю правду нужно людям сказать. А то вроде все и знают, уважения к Системе никакого, но как-то бессистемно знают, настоящей правды от официальных лиц не слышно.
А судьи над судьями кто?
Еще одно распространенное возражение со стороны бюрократического мышления. Ну, выгоните вы кого-то, можно и всех, поставите других, так они скоро станут такими же. Далее следует коронная фраза бюрократического мышления, которую я уже приводил: дело не в личностях, а в системе. Не поняли просто, что Система в личностях и заключается. Точнее, в полном наборе личностей, которые в Данную Систему постоянно идут. Выход один — чистить и чистить! Безусловно, некоторые из первой смены попытаются повторить предыдущих — немедленно выгонять. Ну, не такие же они слепые и бесстрашные, чтобы не понять: больше так не будет, так уже нельзя. В третьей смене, уверен, брака будет меньше. А там, глядишь, появятся авторитеты, рыцари Права. Судейская независимость рядом!
А судьи над судьями кто! Кому это можно позволить, нарушая все принципы правового общества, совершать насилие над «третьей властью»? И как долго? Ох, не хотел я перегружать статью, по не обойтись без представления о переходном периоде (ПП), периоде революции. Честный подход может быть только таким. Не закрывать глаза на то, что в период ПП пришедшая в результате выборов законная власть берет себе право (идущее от воли народа) сформировать новую правоохранительную систему. Длительность ПП лучше сразу определить решением парламента, парламент сможет в случае необходимости его продлить.
Опять слышу от бюрократического мышления: уже это видели — власти создают покорную им систему «правосудия». И что это за новая система, в которой все зависит от отдельных личностей, стоящих во главе — это произвол! Чистый большевизм, «революционная целесообразность» вместо законности. Ну, повезло нам, пришли нужные личности, но строить систему нужно ведь на века. Имеет бюрократическое мышление массу верных, хороших слов для обоснования абсурда, для укрепления Преступного режима. Революция ничего не может гарантировать, не может служить образцом на века. Дай Бог, чтоб нужные Личности нашлись, пришли, успели. Никого не убив.
Совсем вкратце о характере ПП. Обычное заблуждение бюрократического мышления состоит в том, что нужна сверхстрогость по отношению деятелям режима прошлого. Для примера: главное поймать, посадить, покарать сотрудничавших с режимом Януковича. А что, при режимах до Януковича были другие судьи, милиционеры, олигархи? Преступным режимом болеет весь народ, нельзя за нашу общую вину отыгрываться на некоторых. Наоборот, ответственность за многие не слишком тяжкие прошлые преступления должна быть значительно снижена в ПП. Только так можно будет узнать правду о творившемся, иначе — бетонная круговая порука. Должна быть объявлена широчайшая амнистия по многим видам правонарушений. Только после этого я узнаю о заказчиках ранее упомянутого заказного дела. Главное наказание в ПП — снятие с должности, не наказание даже, а осознание, что данный работник не может уже быть положительным примером на данном посту. А кого же вместо, где возьмете столько новых, квалифицированных, иронически улыбаются застрявшие в бюрократическом мышлении. Да хоть с университетской скамьи, ошибки неизбежны, они не так страшны, если над новыми будет занесен тот же меч снятия, что и над прежними.
Еще немного о технологии чистки. Тут спорят: Люстрация или разбор конкретных дел, либо аттестация, конкурсы. Может так: отстранить всех бывших судей? А кому все это доверить? Я предпочитаю действия по следующему принципу: чистка сверху, опирающаяся на активистов снизу. Предпочитаю опору на общественных, моральных авторитетов, экспертов. Не верю в формальные механизмы, действующие, якобы, автоматически. Пришедшая ко власти политическая воля приведет с собой первичный костяк реформаторов, знающих, что нужно поменять. Заручатся поддержкой лучших из общественников, вернувшихся с АТО, правозащитников, а последние, надеюсь, найдут и несколько честных судей полицейских, достойных участвовать в великом деле очищения. Быстро оно не будет сделано, но начаться должно сразу. Сразу заменить всю верхушку и поручить новым проводить чистку вглубь. Под постоянным контролем. Для судебной системы это означает сразу изменить состав ВСЮ, Высших судов. ВСЮ обязать организовать пересмотр одиозных дел, сведения о которых сообщат правозащитники, общественные активисты. На основании пересмотра (проведенного, конечно же, судьями, не активистами) отпустить на свободу незаконно осужденных, принять решение о судьях. Не очень скоро, но к цели.
…жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Матфей, 9, 37-38.
PS. А по каким кодексам судить в переходной период? Создать для него специальное законодательство? Или возродить давно забытые «совестные суды»?
Источник — блог Александра Копелиовича: Как чистить Авгиевы конюшни?